Ребенок отказывается спать – в чем причина?

 

Наиболее частой причиной расстройств сна у детей первых лет жизни является невропатия. Как правило, она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Проявлением невропатии будет и преждевременный отказ спать днем, обычно с 2-х или с 3-х лет. По статистическим данным отказываются спать днем уже 23% мальчиков и 29% девочек до 3-х лет.

            При невропатии ребенок, возбуждаясь днем, долго не может заснуть вечером, хотя и устал, а взрослому кажется, сон наступит немедленно. Чем меньше ребенок спит, тем больше устает и возбуждается на следующий день, и так до тех пор, пока он, что называется, не свалится с ног. Через некоторое время цикл повторится снова.

            Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей,  со склонностью к беспокойству и страхам. В основном, до 2-х лет, главным мотивом беспокойства, будет переживание разлуки с матерью, в дальнейшем излишняя строгость родителей, недостаток любви, что непроизвольно ассоциируется со сказочными образами Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Бармалея,  как символами бездушия, зла, и коварства - для детей 3-5 лет. В ночных кошмарах Баба Яга олицетворяет постоянные угрозы, неискреннее и излишне формальное, не учитывающее эмоциональные нужды ребенка, отношение матери, а  Кощей Бессмертный и Бармалей - жестокое обращение, эмоциональную скупость и неотзывчивость отца. Но еще раньше ( в 2 года ) физические наказания и излишне резкое, угрожающе-наказующее отношение отца, находят свое отражение в кошмарных снах - в образе Волка. Страх перед ним, точнее перед его острыми зубами, проявляются в 3 года в связи с типичной для этого возраста боязнью боли, уколов и крови. В итоге ребенок оказывается в неразрешимой для себя ситуации, когда днем его окружают запреты и угрозы родителей, а ночью преследуют сказочно преломленные образы. Это и вызывает отказ ото сна.

            Запреты, как и в последующем стеснительность в толпе, переполненном  транспорте,  способны вызвать чувство страха. Особенно непереносима ситуация, когда наказывая детей, их запирают в тесное или темное помещение или просто оставляют одних и они не могут выйти, несмотря на все возрастающее чувство беспокойства и страха. Известно возникновение тяжелых случаев заикания, начавшегося в 3 года, когда ребенка в порядке наказания закрывали в кладовке, ванной, туалете.

            В 3 года больше всего выражена боязнь темноты, что усиливает контрастность страхов, возникающих в замкнутом пространстве, при засыпании и сне.

            В 4 года у девочек и в 5 лет у мальчиков чаще всего проявляется возрастной страх одиночества, подчеркивая повышенную эмоциональную чувствительность детей к единению со взрослыми, поддержке и защите с их стороны.

            В 3 и особенно в 4 года боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства образует триаду страхов перед сном, когда ребенок  лежит один, без света, в закрытой комнате. Вместе с тем, при закрытой двери, появляется страх перед отсутствием своевременной помощи со стороны взрослого. В итоге нарастающее возбуждение препятствует наступлению сна.

            Если беспокойство незначительно, дверь приоткрыта и родители где-то рядом, сон наступает через некоторое время. Внимание, теплота и ласка действуют успокаивающим образом.

            Если сам взрослый беспокоен, возбужден или начинает стыдить ребенка за страхи, угрожать наказанием, то со стороны ребенка следуют беспрерывные просьбы попить, сходить в туалет, жалобы на плохое самочувствие, а также просьбы открыть дверь и зажечь лампу. Сон становится беспокойным.

            Все рассмотренные страхи, влияющие на сон детей, в своей основе являются возрастными. Чаще же эти страхи встречаются у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, и могут приобретать  аффективно заостренное звучание в случае возникновения невроза.

            При нарушениях дневного сна, недопустимы какие - либо принуждения в отношении не спящих детей, даже если они в раннем возрасте отказываются спать. Необходимо укреплять общее состояние организма  ребенка, больше двигаться, а также своевременно обращаться к специалисту.