Как помочь «упрямому» ребенку?

  

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему. Пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает, представленным в этом возрасте волевым развитием. Что интересно - сами родители склонны заострять внимание на упрямстве в 3-х летнем возрасте детей.Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.

Исследования выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей. Так, матери,  считающие детей упрямыми, фиксируют внимание на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам,  возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Определенная закономерность наблюдается у родителей в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети характеризуются как упрямые, так как находится больше вариантов для решения спорных вопросов. Родители часто сами оказываются упрямыми, не отвечая своевременно на просьбы,  будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутренним переживанием своих детей.

            Упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Упрямство - это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление родителей, бесконечные дерганья, унижение и отсутствие возможности перемен. Это психологический аспект упрямства, но есть еще физиологические и болезненные стороны, о которых следует говорить отдельно.

            Иногда упрямство обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий. К примеру, активное доминирование правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука (леворукие дети) -  переучивание этих детей приводит к тому, что они пытаются сделать все наоборот. Так обнаруживается непроизвольное сопротивление негативной и психодинамически несовместимой с ними информации взрослых.

            В другом варианте упрямство проявляется главным образом беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом, и то лишь на короткое время.

            Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не психологическое, а психиатрическое вмешательство, причем в отношении всей семьи, т.к. подобный тип реагирования начался не с ребенка, а передался через поколение.

            Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического, невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но,  несмотря на это, оно возникает снова и снова, т.к. носит непроизвольный, болезненный, а то и навязчивый характер, являясь одним из выражений расстройства высшей нервной деятельности, под воздействием длительного и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса. Заострение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания. Ребенок начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает не тем, чем начал.

            При преобладании процессов торможения перестают оказывать действия обычные раздражители, и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка - выполнить то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно: « копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест, отвлекается, и не может собраться вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Родители, выводимые из себя, воспринимают медлительность как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или физически наказывать. Но это кратковременный эффект типа толчка с последующим, еще более выраженным торможением.

            Упрямство на данной стадии развития невроза представляет на самом деле защитное торможение мозга, предохраняющее его от истощения.

            Когда родители продолжают вести войну с упрямством - это прямой путь к неврозам детей.

            Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного надлома, активность и инициативность переходит в пассивность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверенность - в робость и нерешительность, самостоятельность - в инфантильность. В итоге родители уже начинают жаловаться не на упрямство детей, а на их неуверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Вместе с упрямством родители «выплеснули» самостоятельность ребенка. Он не способен вести себя нужным образом в детском саду и уверенно общаться со сверстниками.

            В другом варианте, упрямство, вызванное излишне строгим воспитанием родителей или конфликтами в семье, перерастает в состояние озлобленности, затравленности и недоверчивости, осложняющее отношения и общение ребенка со сверстниками.

                        Главное в работе с упрямыми детьми - это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой - всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства ребенок вырастает так же, как вырастает из детских штанишек.

            Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, то полезно следовать нескольким советам:

      1.   Относитесь к ребенку доброжелательно и искренне, заинтересованно;

  • 2. попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнить себя в детстве;
  • 3. сопоставить поведение ребенка дома и за его пределами ;
играть с детьми, общаться с ними «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме конфликтные ситуации с возрастной переменой ролей.~ 

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему. Пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает, представленным в этом возрасте волевым развитием. Что интересно - сами родители склонны заострять внимание на упрямстве в 3-х летнем возрасте детей.

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.

Исследования выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей. Так, матери,  считающие детей упрямыми, фиксируют внимание на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам,  возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Определенная закономерность наблюдается у родителей в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети характеризуются как упрямые, так как находится больше вариантов для решения спорных вопросов. Родители часто сами оказываются упрямыми, не отвечая своевременно на просьбы,  будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутренним переживанием своих детей.

            Упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Упрямство - это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление родителей, бесконечные дерганья, унижение и отсутствие возможности перемен. Это психологический аспект упрямства, но есть еще физиологические и болезненные стороны, о которых следует говорить отдельно.

            Иногда упрямство обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий. К примеру, активное доминирование правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука (леворукие дети) -  переучивание этих детей приводит к тому, что они пытаются сделать все наоборот. Так обнаруживается непроизвольное сопротивление негативной и психодинамически несовместимой с ними информации взрослых.

            В другом варианте упрямство проявляется главным образом беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом, и то лишь на короткое время.

            Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не психологическое, а психиатрическое вмешательство, причем в отношении всей семьи, т.к. подобный тип реагирования начался не с ребенка, а передался через поколение.

            Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического, невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но,  несмотря на это, оно возникает снова и снова, т.к. носит непроизвольный, болезненный, а то и навязчивый характер, являясь одним из выражений расстройства высшей нервной деятельности, под воздействием длительного и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса. Заострение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания. Ребенок начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает не тем, чем начал.

            При преобладании процессов торможения перестают оказывать действия обычные раздражители, и нужна дополнительная стимуляция для побуждения ребенка - выполнить то или иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно: « копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест, отвлекается, и не может собраться вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись в одну точку. Родители, выводимые из себя, воспринимают медлительность как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать или физически наказывать. Но это кратковременный эффект типа толчка с последующим, еще более выраженным торможением.

            Упрямство на данной стадии развития невроза представляет на самом деле защитное торможение мозга, предохраняющее его от истощения.

            Когда родители продолжают вести войну с упрямством - это прямой путь к неврозам детей.

            Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного надлома, активность и инициативность переходит в пассивность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверенность - в робость и нерешительность, самостоятельность - в инфантильность. В итоге родители уже начинают жаловаться не на упрямство детей, а на их неуверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Вместе с упрямством родители «выплеснули» самостоятельность ребенка. Он не способен вести себя нужным образом в детском саду и уверенно общаться со сверстниками.

            В другом варианте, упрямство, вызванное излишне строгим воспитанием родителей или конфликтами в семье, перерастает в состояние озлобленности, затравленности и недоверчивости, осложняющее отношения и общение ребенка со сверстниками.

                        Главное в работе с упрямыми детьми - это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой - всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства ребенок вырастает так же, как вырастает из детских штанишек.

            Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, то полезно следовать нескольким советам:

      1.   Относитесь к ребенку доброжелательно и искренне, заинтересованно;

  • 2. попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнить себя в детстве;
  • 3. сопоставить поведение ребенка дома и за его пределами ;
играть с детьми, общаться с ними «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме конфликтные ситуации с возрастной переменой ролей.